«Обон» — японский трёхдневный праздник поминовения усопших. По традиции считается, что в это время души усопших возвращаются к живым и посещают своих родных. Вечером родственники вывешивают фонари, чтобы души могли найти путь домой, что дало празднику прозвище «Праздник фонарей». В современном Обоне смешиваются древние обычаи и буддийские традиции.
Обон не является государственным праздником, но многие компании закрывают офисы на эти три дня, позволяя сотрудникам вернуться в родные дома, что ведёт к перегрузке транспортной сети.
Традиции
Этот праздник является одним из важнейших в буддизме. В храмах проводятся чтения священных текстов, а родственники приносят подношения к алтарям. Вечером в парках можно увидеть танец бон одори под звуки фольклорной музыки, который призван успокоить души предков. Многие участники для этого носят юката. Праздник завершается торжественным торо нагаси — запуском бумажных фонариков с свечами по рекам или морям, чтобы направить души в безопасное место в загробном мире.
Исторически Обон отмечался с 13 по 15 день седьмого месяца по лунному календарю. После перехода Японии на григорианский календарь некоторые начали отмечать его в июле или августе, соответственно новому или традиционному календарю. В последнее время празднование в августе стало наиболее распространённым, совпадая с персейдским метеорным потоком, ассоциирующимся с душами умерших. Дата праздника может различаться в разных частях Японии:
- 13—15 августа (Хатигацу Бон) — для большинства страны;
- 13—15 июля (Ситигацу Бон) — в некоторых районах Токио, Иокогаме и Тохоку;
- по старому лунному календарю (Кю: Бон) — в северной части Канто, некоторых частях Тюгоку, Сикоку, Кюсю и Окинавы.
Происхождение
Слово «Обон» является японизированным вариантом буддийского праздника Улламбана (яп. 盂蘭盆會), что на санскрите означает «висение вверх ногами», символизируя великое страдание. В Улламбана-сутре рассказывается история о Мокурэне (Маудгальяне), ученике Будды, который, используя свои способности, увидел, что его умершая мать оказалась в мире голодных духов и страдает. Он обратился к Будде за помощью, и тот посоветовал ему сделать приношения еды, благовоний и светильников, что привело к освобождению его матери.
Согласно легенде, после освобождения его матери Мокурэна испытал благодарность и стал танцевать. Так возник бон одори — танец в память предков и благодарность за их жертвы.
Бон одори
Бон одори — это традиционный японский танец, символизирующий благодарность предкам. Каждый регион Японии имеет свою музыку и движения. Например, Хоккайдо известен своим песнопением «Соран буси», Токио — «Токё ондо», Токусима на Сикоку — «Ава-одори» (или «танец дураков»), а Кагосима — «Охара буси». Танцоры вокруг высокой деревянной постройки, называемой ягура, движутся как по, так и против часовой стрелки. Они исполняют танцы, отражающие местные фольклорные темы или исторические моменты.
Во время бон одори используются различные реквизиты: веера, полотенца тэнугуи, деревянные трещотки кати-кати. Например, префектура Ямагата известна своим танцем «ханагаса одори» с украшенной цветами соломенной шляпой.
Музыка варьируется от фольклорных мелодий до современных энка и ритмов маршей, включая «покэмон ондо», завершающий праздник. Изначально религиозный, бон одори стал культурным событием, ассоциирующимся с приходом лета.